Что такое молодое искусство, почему классно его поддерживать, и почему не нужно бояться, что это очень дорого?

Мы живём в непростое время — потрясения, происходящие уже который год, требуют переосмысления. Искусство может стать таким способом рефлексии. И чем оно моложе, тем сильнее бьётся со временем. Из вашей коллекции может получиться визуальный дневник времени, где будут представлены переживания, мысли и события, которые вы проживаете.

Чтобы искусство и культура продолжали существование, нужны художники и те, кто готов покупать произведения (будем называть их коллекционерами). Без финансовых вложений и эмоциональной поддержки эти важные сферы могут и вовсе исчезнуть, особенно в сложные времена.

Покупать молодое искусство и важно, и интересно! Каждый раз вы встречаете не только художников, но и людей из арт-среды: кураторов, галеристов, исследователей. С их помощью может открываться новый, местами непривычный мир, в который захочется погружаться снова и снова. А ещё сможете познакомиться с другими коллекционерами, такими же увлечёнными людьми. Случается, что они объединяются и покупают альбом Кабакова (о котором, казалось бы, можно только мечтать), и по странице достаётся каждому участнику (это реальный случай из телеграм-канала нашего главного редактора Love Them All).

Картина молодого автора через пару лет может подорожать. Искусство не та сфера инвестирования, в которой всё предсказуемо. Однако, если всё-таки вам захочется расстаться с частью своей коллекции, это возможно (встречаются кейсы, когда работа, купленная за 5000 р., через несколько лет продаётся за 50 или 80 тысяч). Помимо прагматичного подхода, важно помнить, что жить с искусством рядом куда важнее и интереснее. А осознавать, что вы внесли вклад в развитие нового имени, — и вовсе бесценно.

Что покупать первым? На ум сразу приходит живопись. Но не бойтесь покупать и тиражные работы или графику. Такие произведения обычно дешевле, чем привычный формат холста или скульптуры, однако не менее ценны. Листы графики легко вписать в интерьер, оформив в лаконичную рамку. Приобретая даже что-то недорогое, вы по-другому будете смотреть на выставки и мир искусства. В нашем проекте можно найти как тиражные (более доступные в цене) работы, так и оригиналы (не тиражная работа означает, что она выполнена художником в одном экземпляре и не имеет больше копий). Подробнее почитать о том, почему тиражи не менее ценны и их тоже можно встретить в музейных коллекциях, можно у наших коллег.

Посещайте ярмарки и аукционы — там можно найти что-нибудь по выгодным ценам. А ещё на таких мероприятиях можно поближе познакомиться с молодыми художниками, которые часто сами представляют свои стенды. Не забывайте и про интернет, где уживаются онлайн-галереи, гибридные форматы, благотворительные онлайн-аукционы с ценами ниже обычного. Часто художники, переезжая из мастерской в мастерскую, продают работы по специальным ценам.
Приобретая работу, вы вносите вклад в развитие современного искусства. Постепенно своим примером можете заразить друзей, родных или коллег, а это значит, что всё больше людей будут интересоваться молодыми авторами.

Я купил работу — что дальше? Что с ней делать, куда вешать, какую подпись поставить?

Если вы купили картину домой, первое, что приходит в голову, — стена как основное место для экспозиции. Но попробуйте расширить этот угол зрения. Возможно, картина будет хорошо смотреться рядом со стопкой книг или на полу. А может, дополнит рабочее место.

Если решили вешать на стену, то не обязательно сразу браться за дрель и шурупы. Воспользуйтесь пластилином Patafix, который не оставляет пятен на стенах и не портит купленное искусство. К тому же можно быстро менять экспозицию, когда захочется домашней перестановки!

Проще встроить в пространство дома скульптуру или керамические объекты. Их можно поставить на полку, подоконник или антресоль. А ещё часто художники-керамисты создают вазы — такой объект будет не просто радовать глаз, но и выполнять изначальную функцию.

Купленные картины или графику необязательно оформлять в тяжеловесный багет. Чаще всего холсты хороши и без оформления, а графика органично смотрится в тонких рамах белого, чёрного или натурального древесного цвета.

В рубрике журнала «Объединение» «Искусство дома» множество примеров того, как коллекционеры встраивают арт-объекты в пространство: на столе, в ванной комнате или среди книг на полке. Не все произведения искусства должны быть на виду. Нет ничего страшного, если лишь часть вашей коллекции будет представлена в интерьере. Некоторые произведения могут сильно цеплять или вдохновлять, но не каждый день. Герои нашей рубрики часто хранят что-то из коллекции в шкафах или ящиках и лишь периодически обращаются к этим произведениям искусства.
Обычно все картины и графика сопровождаются подписями автора, однако так происходит не всегда. Если покупаете произведение напрямую у художника, то можно попросить поставить подпись. При покупке в галерее вместе с работой выдаётся сертификат подлинности: с подписью автора, названием работы и размерами. Не стоит его выбрасывать! Заведите отдельную папку под сертификаты, чтобы всё хранилось в одном месте. Если приобретаете тиражную работу, то дополнительно будет указан номер работы из тиража и количество выпущенных произведений в тираже. Может быть написано следующее: 2/10 — это значит, что у вас второй экземпляр из десяти напечатанных. Также можно встретить подпись 3/5 AE (или AP) — это значит, что в дополнение к основному тиражу есть меньший, который принадлежит художнику.

Искусство должно жить с вами гармонично. Если нравится плотная развеска на стенах — сделайте так. Если по душе минимализм и одно произведение искусства на всю стену — пожалуйста. А если хочется спрятать всё в шкаф и пересматривать коллекцию изредка — это тоже хороший способ взаимодействия с искусством. Делайте так, как вам хочется, только тогда это будет приносить истинную радость.

Теперь я хочу купить еще работ. Я могу называть себя коллекционером? А есть ещё такие же люди?

Когда мы говорим о коллекционерах и коллекционировании, то в сознании обычно всплывают громкие имена типа Морозовых или Щукина или образ человека, который «точно может себе позволить покупку искусства», — серьёзного покупателя в пиджаке с крупной суммой денег на счету.

Однако в современном арт-мире коллекционированием искусства увлекаются не только люди с большим достатком. Приведу невероятный пример: Дороти и Герберт Фогель из Америки, получившие прозвище «пролетарские коллекционеры». Она работала библиотекарем, а он — служащим в почтовом отделении, а объединяла эту пару внушительная коллекция минималистского и концептуального искусства 1960–1970-х годов. Супруги жили скромно, но в их коллекции был керамический объект авторства Пабло Пикассо, который они купили, чтобы отпраздновать помолвку. Первое общее приобретение после свадьбы — скульптура Джона Чемберлена. А однажды пара получила коллаж художника Христо Явашева за то, что кормила его кошку, пока тот отсутствовал дома. На пике их увлечения коллекция насчитывала 4780 предметов искусства, которые пара хранила в шкафах и под кроватью, а периодически даже устраивала выставки в своей маленькой съёмной квартире.

История Герберта и Дороти показывает, что наличие средств — далеко не главное. Как говорят молодые коллекционеры Емельяновы из Москвы, бюджет для того, чтобы начать собирать, может быть и вовсе нулевым. Главное — желание, а искусство дома может появляться и посредством небольших вложений, благодаря подаркам друзей и родных или даже неожиданным находкам: однажды ребята срезали часть работы художника Кирилла Кто с улицы. В журнале «Объединение» мы часто рассказываем истории молодых коллекционеров. Многие начинают с небольших покупок, но вскоре увлекаются этим настолько, что начинают регулярно выделять бюджет на покупку искусства. Наши герои часто говорят, что искусство дополнило их жизнь, сделало её более осмысленной, подарило новых друзей и классное комьюнити и даже изменило образ жизни. Крупный российский коллекционер Сергей Лимонов рассказывал в интервью, что его хобби стало диктовать, куда путешествовать: где проходят биеннале или выставки искусства, какие галереи и мастерские стоит посетить в новом городе, что стоит узнать о местных художниках. Это хороший пример того, как искусство образовывает и расширяет границы, плавно вводя в локальный контекст нового города или страны.
Порой покупать искусство с ограниченным бюджетом даже интереснее: больше азарта и вовлечённости. Молодые коллекционеры следят за развитием художников, которые им нравятся, посещают ярмарки, галереи, мастерские. И радуются открытию новых имён, когда работы, которые были куплены за несколько тысяч рублей, вдруг приобретают бо́льшую ценность, потому что художник сделал прорыв в карьере.

Арт-сообщество многогранно. И стать его частью, поддерживая молодых художников, не только приятно, но и интересно. Вовлекаясь в этот процесс, вы откроете целый мир.

Блиц: частые вопросы

— нужно ли вести учет коллекции?
Не все коллекционеры ведут учёт коллекции. Однако такой файл поможет всё структурировать, когда произведений искусства станет много. Это может быть табличка в гугл-докс, сайт или даже записи в блокноте.
— Как люди переезжают со своим искусством?
Проще всего перевозить небольшие арт-объекты или графику: они не занимают много места и с ними меньше риска что-то поломать при транспортировке. Про юридические нюансы перевозки искусства мы писали в журнале.
— а где смотреть искусство? лист музеев и галерей
В нашем телеграм-канале мы делаем анонсы выставок. Регулярно освещаем выставки галерей szena, «Тихая», Fabula, Shaltai Editions.
— А на ютьюбе можно смотреть про искусство?
На русском языке есть хорошие лекции по искусству Музея «Гараж», документальный фильм «Арзамаса» о шести художниках-концептуалистах «Художник говорит», а ещё — цикл «Шесть художников XX века» Третьяковской галереи и «Арзамаса», где обсуждаются значимые события в стране в разные десятилетия XX века через картины художников. Если хочется живых быстрых историй и хороших обзоров на выставки, посмотрите проект Oh My Art.

На английском языке есть канал Great Art Explained, канал MoMa и канал галереи Тейт — они станут проводниками в мир современного искусства. Если хочется чего-то специального, моё сердце отдано интервью с художниками галереи Perrotin.

А если захотите посмотреть про коллекционеров и влюбиться в их истории — рубрика Meet the Collectors в секунду вовлекает в мир коллекционирования.
— Почему что-то стоит 5000 р., а что-то 25 000?
Цена произведения искусства зависит от опыта художника (его образования и выставочной истории), стоимости затраченных материалов (хорошая бумага, хорошая краска, хороший подрамник, холст, мастерская уже стоят денег; и это не учитывая изначально дорогие медиумы, такие как видео или инсталляция), от того, представлен ли художник галереей и какой. Тиражные работы обычно дешевле, чем оригиналы.
— Можно ли купить у художника с рук или обязательно идти в галерею?
Конечно можно! В эпоху инстаграма это неизбежная история: человек приходит в галерею, видит работу, думает, что можно купить её дешевле в два раза напрямую у художника, и пишет ему в инстаграм. В этом нет ничего плохого, но искусство — сложноустроенная система. Да, художник в ней — главное звено. Но чтобы у художника были пространства, где можно выставляться, журналы, где про него будут писать, галеристы, которые будут его показывать на международном рынке (что на пользу и коллекционеру, ведь тогда стоимость купленной работы будет расти), нужно поддерживать и институцию. Поэтому, когда появляется мысль, что галерея забирает себе половину стоимости работы (а это не всегда так), стоит помнить: в этот процент заложены налоги, зарплаты сотрудников, аренда пространств, деньги на участие в ярмарках, деньги на застройку выставок и ещё многие траты, незаметные невооружённым глазом.

На эти и другие вопросы отвечает Анна Мерман, основательница «Объединения»

(1)
(2)
(3)
(1) — Художница Оля Австрейх за работой в своей мастерской. Фотограф: Вадим Штэйн
(2) — Работа Миши Никатина в коллекции Даши Сабельниковой. Фотограф: Варвара Топленникова
(3) — Работа Тимы Илларионова в коллекции Анастасии Рябцовой. Фотограф: Варвара Топленникова